Формы государственного кредита государственный долг

Формы государственного кредита государственный долг

  1. распределительная — проявляется в перераспределении финансовых ресурсов на особых принципах срочности, возвратности и целевого назначения;
  2. регулирующая — имеет две стороны: экономическую и социальную. Экономическая осуществляется через поддержку

и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов, выделение же бюджетных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, особенно в условиях ограниченности бюджетных средств, а порой и дефицита. Социальная сторона государственного кредита связана с особенностью воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы;
3) функция учета и контроля проявляется в целевом и рациональном использовании средств, привлекаемых и выдаваемых государством.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке кредита и финансов, но функционирует тем не менее как специфическая часть финансовой системы.
Государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства, т. е. это делает его элементом финансов. В то же время сам процесс его формирования и использования осуществляется в специфической форме — привлечении денежных средств на временной и, как правило, возмездной основе.

2. Государственный долг, содержание и основные формы

Под государственным долгом или займом понимают долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты происхождения долга его делят на внутренний и внешний. Под внутренним государственным долгом понимают обязательства, выраженные в валюте РФ, а под внешним — в иностранной валюте.
Российские долговые обязательства могут существовать в следующих формах:
1) кредитного соглашения или договоров, заключенных от лица РФ в пользу указанных кредиторов;
54

  1. государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;
  2. договоров о предоставлении государственных гарантий РФ,

3. Управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом — совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением го-
56

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Она проводится по соглашению с кредиторами.
Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Тема № 17 Государственный кредит и государственный долг

1. Сущность, формы и методы государственного кредита

2. Международный государственный кредит

3. Государственный долг. Внешний долг

4. Управление государственным долгом

5. Экономические последствия государственного долга

1. Государственный кредит – совокупность кредитных отношений, в которой одной стороной является государство, а кредиторами или заемщиками юридического и физического лица.

Посредством государственного кредита на начало возвратности аккумулируются средства для осуществления государственных расходов.

Роль государственного кредита сводится его возможностям в мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и направления их на финансирование первоочередных нужд государства

Государственный кредит различаются по видам:

Во внутренним кредитом гос-кредитные отношение возникают между правовым, местными органами власти, организациями и населением данной страны с разносторонних позиций, как заемщиков, так и кредиторов

В международном кредите в отношения вступают правительства, местные органы власти с одной стороны и правительства, банки, компании др. государств, а также международные финансовые, банковские организации с другой…

Условный государственный кредит представляется как обязательство правительства по гарантиям, выданным кредитором других стран взаймы, полученными отечественными заемщиками: предприятиями, организациями, фирмами, местными органами власти…

Основной формой государственного кредита, государственные займы, представляющие собой кредитные отношения, в котором государство уступает главным образом в качестве должника. Займы различаются по срокам погашения, месту, способам размещения, валюте займа и ее видам доходности

По срокам погашения различаются займы:

1) кратковременные (до 1 года)

2) среднесрочные (от 1 до 3 лет)

3) долгосрочные (свыше 5 лет)

По месту размещения займы подразделяются на:

Облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества.

По способам размещения различаются займы:

2) размещаемые по подписке

Государственные займы выпускаются, как правило, в денежной форме, но при необходимости могут иметь натуральную форму.

В зависимости от эмитента займы разделяются на:

1) займы центрального правительства

2) займы местных органов власти (муниципальные займы)

По видам доходности займы могут быть:

1) процентными, когда заимодержатели получают ежегодно равными долями твердый доход по утвержденной ставке

2) выигрышными или лотерейными (доход выплачивается при выходе облигаций , тираж погашения или тираж выигрыша)

Для покрытия краткосрочных потребностей в денежных ресурсах при финансировании из бюджета, предусмотренных мероприятием при поступлении или недостатками поступлений доходов. Используется такая форма кредита, как казначейские обязательства (ГКО)

ГКО выпускается в безбумажной (дематериальной) форме, сроками на 3,6,9,12 месяцев юридическими лицами, коммерческих банков, предприятий, фирм

Формой государственного кредита являются обращение части остатка по вкладам населения в государственных банках на формирование ссудного фонда, для финансирования государственных расходов.

Следующая форма государственного кредита — привлечение средств центрального пенсионного банка страны. Данная форма сопровождается инфляционным обесцениванием денежной массы в обращении. Даже если такое заимствование осуществляется на коммерческих началах, т.е. с учетом действующей нормы ссудного %, это связано со значительным разовым влиянием денег в экономики.

Бюджетным кодексом РК предусмотрены следующие виды и формы гос. Займов:

1) по отношению к заёмщику:

— займы правительства РК

— займы нац. банка РК

-Займы местных исполнительных органов РК

2) По рынкам ссудного капитала:

3) по форме заимствования:

-выпуск гос. ценных эмиссионных бумаг (краткосрочные со сроком обращения до 1 года4 среднесрочные – от 1-10 лет)

-заключение договоров о займах

2) Международный кредит – займы, предоставляемые госбанками, а также другими физ. и юр. лицами одних стран банкам и иным физ. и юр. лицам других стран.

Читайте так же:  Справка о платежах по кредиту

Международный гос. Кредит представляет собой движение матер. рес-сов стран в сфере международных экономических отношений, предоставляемых в товарно-денежных формах во временное пользование за определённую плату %, на условиях возвратности.

Субъектами кредита выступают страны в лице гос. Уполномоченных органов.

Формами международного кредита являются:

1. Внешние займы, при которых имеет место передача займодателем заемщику обусловленной суммы денежных средств на срок, по истечении которого заемщик обязуется возвратить кредитору с процентами взятую сумму.

2. Официальная помощь развитию, предоставляется с целью поддержки экономического развития зарубежными организациями. Цель предоставления помощи носят коммерческий характер в отличии от займов, то есть кредиторы не стремятся максимизировать свою прибыль, а финансируют те сферы, которые могут обеспечить структурные преобразования и экономический рост страны.

3. Экспортных или «связанных кредитов» предоставление таких кредитов связано с поставками в страну-заемщик конкретных товаров, под закупку которых предоставляется кредит. Обычно связанные кредиты предоставляются на льготных условиях, что вызывается необходимостью продвижение товаров с недостаточным спросом в собственной стране на рынки других стран.

4. Компенсационных соглашений – вид внешенеторговых соглашений, при которых покупатель товара оплачивает стоимость поставками других товаров.

3) Госдолг — сумма задолженности по выпущенным и непогашенным гос займам.

Капитальный долг — представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам.

Текущий долг — расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил.

Гос долг вызван использованием госзаймов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Гос долг погашается государством за счет средств госбюджета.

Внешний госдолг – сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, подлежащая погашению в установленные сроки. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой.

Гарантированный государством долг – сумма полученных и не погашенных- на определенную дату негосударственных займов, имеющих государственную гарантию РК.

Государственная гарантия РК – обязательство правительства РК перед заимодателем полностью или частично погасить задолженность в случаи неуплаты заемщиком-резидентом РК причитающийся с него суммы в установленный срок.

Управление госдолгом – называется деятельность государства в лице уполномоченных им органов по обеспечению рационального и эффективного заимствования и оптимизации стоимости обслуживания госкредита, оно осуществляется в целях избежание макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем.

Управление госдолгом включает в себя:

1. ежегодную оценку состояния и прогноза на предстоящий среднесрочный период государственного и гарантированного государством заимствования, в соответствии с которыми устанавливается объемы погашения и обслуживания;

2. определение центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию лимита правительственного долга и лимита предоставления госгарантий, утверждаемых в законе о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;

3. определение центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета объемов, форм и условий заимствования правительством РК, объемов погашения и обслуживания правительственного долга;

4. подготовку и реализацию мероприятий по оптимизации структуры долга, в том числе по досрочному погашению долга.

Методы управления госдолгом:

· Консолидация – изменение первоначальных условий займа по срокам с их продлением или сокращением.

· Унификация – означает объединение нескольких займов в один, что упрощает управление госдолгом.

· Обмен облигаций по регресс. соотношению

· Отсрочка погашения займа

Рефинансирование – означает погашение имеющийся госзадолженности за счет выпуска нового займа. При этом облигации нового займа выдаются в замен, ранее выпущенных в одинаковом стоимостном соотношении без учета курсовой разницы.

Конверсия – изменение условий ранее выпущенного займа по доходности, как в меньшую сторону, так и в большую.

Консолидация – изменение первоначальных условий займа по срокам с их продлением или сокращением.

Унификация – означает объединение нескольких займов в один, что упрощает управление госдолгом.

Обмен облигаций по регресс. соотношению –проводится в случае дефляции нац. Денежных единиц, и гос-ву невыгодно рассчитываться по займам и «более дорогими деньгами», чем они были при выпуске займа

Отсрочка погашения займа применяется при значительной госзадолженности и фин. затруднениями. Правительство объявляет о перенесении срока выплаты.

Аннулирование госзайма происходит при смене политического режима в стране и непризнания нового правительства выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности. Отказ может быть следствием банкротства гос-ва.

4) Государственный долг в больших объемах не приводит к банкротству государства, так как могут применяться следующие действия правительства:

  1. Рефинансирование. Правительство не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы получить средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил. Оно рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций.
  2. Налогообложение. При финансовых крахах частные хозяйства и корпорации не могут получать доходы за счет сбора налогов, а правительство может, таким образом, частные корпорации могут обанкротиться, а правительство нет.
  3. Создание денег. Правительство имеет возможность печатать деньги, которыми может заплатить за основную сумму долга и проценты, но это будет иметь инфляционный эффект.

Но такие действия правительства вызову негативные последствия:

1) Увеличение неравенства доходов. Имеются разные группы населения по величине доходов. И поскольку, налоговая система может быть незначительно прогрессивной, она не выберет излишние доходы в результате перераспределения %- доходов от обладания облигацией.

2) %-ные платежи требуют увеличения налогообложения, что стимулы к инновациям, инвестициям, работе, что подорвёт экономический рост. Отношение %-ных платежей по долгу показателей – тот уровень налогообложения , кот. необходим для выплаты % по долгу.

3) Действие эффекта вытеснения. Если экономика функционирует ри полной занятости и бюджет сбалансирован. Если правительство увеличивает расходы, то по кривой производственных возможностей, то эк-ка сместится вдоль кривой в направлении осн. Правительственных товаров и будет менее доступны частные товары.

Дата добавления: 2013-12-12 ; Просмотров: 293 ; Нарушение авторских прав?

Читайте так же:  Формула расчета кредита аннуитетными платежами в excel

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

2.2. Виды государственных кредитов и займов

Структура государственного кредита образуется из различных взаимосвязанных компонентов и видов. В зависимости от статуса заемщика различают, такие виды государственных кредитов, как централизованный и децентрализованных государственный кредит.

Для выполнения своих функций и обеспечения устойчивости финансовой системы государство привлекает кредиты, а также выдает займы. Эта деятельность государства объединяется в широкое понятие — государственный кредит.

Государственный кредит — отношения, по которым Российская Федерация является либо кредитором, либо заемщиком, либо гарантом. Государственные кредиты могут быть предоставлены российским юридическим и физическим лицам, иностранным государствам, иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям.

В основном государство не предоставляет, а получает займы. Государственный заем — передача в собственность Российской Федерации денежных средств, которые Российская Федерация обязуется возвратить с уплатой процента на сумму займа. Заем позволяет решать проблему временной нехватки бюджетных доходов.

В зависимости от места размещения различают такие формы государственных кредитов, как внутренние государственные займы (размещаются в данном государстве в национальной валюте) и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте). Однако в процессе размещения внутренних государственных займов могут принимать активное участие и нерезиденты. Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг расширяет его финансовые возможности.

Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам — все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах:

— заимствование средств общегосударственного ссудного фонда. ЦБ РФ предоставляет часть своих кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства, не опосредуя операцию покупкой государственных ценных бумаг;

— обращение части вкладов населения в государственные займы. Посредником в этой операции выступает уполномоченный коммерческий банк, который передает средства без ведома реальных владельцев через покупку особо ценных бумаг — сберегательных сертификатов, казначейских обязательств и др.

— государственные займы привлекают временно свободные денежные средства юридических и физических лиц на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Кредит также используется в сфере межбюджетных отношений.

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление юридическим лицам средств на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит надо отличать от бюджетной ссуды.

Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Целевые бюджетные кредиты являются источниками финансирования отраслевых программ инвестиционного характера, конверсии оборонной промышленности, пополнения оборотных средств предприятий и др.

Бюджетные кредиты предусматриваются в бюджете на текущий год. Но поскольку их выделение связано с финансированием мероприятий долгосрочного характера, то возникает необходимость в преемственности программ кредитования на протяжении нескольких финансовых лет.

Государственная гарантия — способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ, ОМС-гарант — дает письменное обязательство отвечать полностью или частично за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Гарант, исполнивший обязательства получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения в полном объеме сумм, уплаченных третьему лицу по гарантии.

ФЗ о федеральном бюджете устанавливается верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в национальной валюте и верхний предел общей суммы государственных гарантий РФ, предоставляемых в иностранной валюте. Общая сумма, предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств включается в состав государственного долга РФ как вид долгового обязательства.

В федеральном бюджете на 2011 год предусмотрено предоставление

государственных гарантий Российской Федерации в общем объеме около

Предоставление кредита оформляется кредитным договором.

Условиями кредитного договора непременно являются:

· погашение, возникающее по кредитному договору обязательно в согласованный срок;

· размер процентной ставки.

Через кредитные отношения обеспечивается перераспределение кредитных ресурсов.

Результат государственных займов — появление государственного долга. Он бывает внутренним и внешним.

Внутренний государственный долг играет важную роль в макроэкономическом регулировании, в частности, в регулировании процентных ставок и денежного обращения. В балансах центральных банков всех стран основной актив составляют государственные ценные бумаги — один из видов государственного долга.

По состоянию на 1 июля 2011 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 4,6 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг – 3,6 трлн. руб., государственный внешний долг – 36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн. руб.). В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП. При этом объем внешних обязательств государства вырастет почти в 2 раза, составив около 2,0 трлн. руб., внутренних – в 2,8 раз, достигнув почти 10 трлн. руб.

По состоянию на 1 января 2011 г. государственный долг субъектов РФ составил 1 104,6 млрд. руб. или 2,4% ВВП, в том числе государственный внешний долг субъектов – 32,0 млрд. руб. (1,1 млрд. долл. США) или менее

Проценты по государственным займам выступают макроэкономическим регулятором экономики. Если государство привлекает в качестве займов слишком большой объем кредитных ресурсов, предлагая высокий процент, то происходит общее повышение процентных ставок. Это негативно отражается на предпринимательской деятельности.

Читайте так же:  Потребительский кредит процентная ставка на сегодня

Государственные займы могут быть оправданы лишь в случае, если они эффективно используются. Например, если на привлеченные государством средства строится железная или автомобильная дорога, способная быстро окупиться. Но если займы используются неэффективно, бремя их выплаты ложится на налогоплательщиков, причем ни только ныне живущих, но и последующих поколений.

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредита. При получении банковского или коммерческого кредита обеспечением служат конкретные ценности: ценные бумаги, товары на складе, станки и оборудование. Обеспечением государственных займов является государственная собственность.

Государственный кредит, предоставляемый юридическим и физическим лицам, благоприятно воздействует на уровень производства и занятость. Во многих странах используются государственные гарантии кредитов, предоставляемых экспортерами для расширения сбыта своей продукции.

Государственный кредит и государственный долг

1. Сущность, содержание, функции государственного кредита

2. Классификация государственных займов

3. Управление государственным долгом

— Бюджетный кодекс РФ статья 97

— Федеральный закон о федеральном бюджете статья 16

— Основные направления бюджетной политики на 2012 год

— Закон РФ о внутреннем долге РФ

Государственный кредит – совокупность эк отношений с одной стороны между государством в лице его органов власти и управления и физическими, юридическими лицами с другой стороны при которых государство выступает в качестве заёмщика кредитора и гаранта.

Основные черты государственного кредита:

1. Государственный кредит имеет добровольный характер

2. Основы государственного кредита является возвратность и платность

3. Государственные кредиты не имеют конкретного целевого назначения

Государственный кредит отличается от банковского и от коммерческого тем, что в качестве обеспечения кредита выступают не конкретные ценности, а всё имущество, которое находится в собственности государства.

Государственный кредит выполняет следующие основные функции:

Формы государственного кредита:

1. Государственные займы через облигации

2. Использование в качестве займа средств населения в сберегательных кассах

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Казначейские ссуды

4. Заимствованные средства из общего государственного ссудного фонда

5. Гарантированные займы – займы, которые государство обязуется оплатить вместе с определённым процентом в зависимости от времени

6. Международный займ

Классификация государственных займов

ПРИЗНАК КЛАССИФИКАЦИЯ
По субъектам заемных отношений 1)Займы размещаемые центральными органами управления 2) Местными органами управления
В зависимости от места размещения государственного займа 1) Внутренняя 2) Внешняя
По срокам привлечения средств 1) Краткосрочные (со сроком погашения до 1 года) 2) Среднесрочные (от 1 до 5 лет) 3) Долгосрочные (5-…)
По обеспеченности 1) Закладные долговые обязательства 2) Без закладные долговые обязательства
По характеру выплачиваемого дохода долгового обязательства 1) Выигрышные (осуществляются на основе лотереи) 2) Процентные облигации 3) С нулевым купоном

Методы определения дохода по долговым обязательствам:

1. С твёрдым доходом

2. С плавающим доходом

В зависимости от обязанностей заёмщика твёрдо соблюдать сроки погашения займа, заёмные инструменты делятся на следующие обязательства:

1. С правом досрочного погашения

2. Без права досрочного погашения

Основные варианты погашения задолженности:

2.1. Равными частями в течении определённого срока

2.2. Возрастающими долями

2.3. Снижающимися долями

К Государственному долгу РФ относят:

1. долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ.

2. Долговые обязательства перед субъектами РФ и муниципальными образованиями.

3. Долговые обязательства перед иностранными физическими и юридическими лицами, возникшими в результате государственных займов РФ.

4. Долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ и долговые обязательства об отнесении на государственный долг долговых обязательств 3-их лиц.

По состоянию на 1-ое июня 2011 года:

— Государственный долг РФ составил 4.6 триллиона рублей, в том числе внутренний долг 3.6 триллиона рублей и внешний долг около 1 триллиона рублей (36.8 млрд. долларов).

Управление государственным долгом может рассматриваться в узком и широком смыслах:

1. Управление государственным долгом – это формирование одного из направлений финансовой политики государства связанные с его деятельностью в качестве заёмщика кредитора и гаранта.

2. Управление государственным долгом определяет общий объём бюджетного дефицита и, следовательно, объём займов необходимых для её финансирования.

Задачи управления государственным долгом:

1. Минимизация стоимости долга для заёмщика

2. Недопущение переполнения рынка заёмными обязательствами государства, что может привести к резкому колебанию курса валют.

Субъекты управления государственным долгом:

Основные формы долговых обязательств:

1. Государственные ценные бумаги

— ОФЗ-ПД – облигации федерального займа с постоянным купонным доходом

— ОФЗ-АД – облигации федерального займа с амортизацией долга

— ОВОЗ – облигации внутреннего облигационного займа

— ГСО-ППС – государственные сберегательные облигации с плавающей процентной ставкой

— ГСО-ФПС – государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой

2. Кредитные соглашения и договора

3. Договора о предоставлении гарантии РФ, договоров поручителей РФ

4. Переоформление долговых обязательств третьих лиц

5. Соглашения и договора РФ о продлении и рекристаллизация долгов обязательств

В объём государственного внутреннего долга РФ включается:

1. Номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам

2. Объём основного долга по кредиту полученными РФ и обязательства, по которым выражены в рублях.

3. Объём основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ.

4. Объём обязательств по государственным гарантиям в рублях.

Структура государственного внутреннего долга на 1.10.11:

3. ГСО – ППС – 11.9%

Структура владельцев ОФЗ:

2. Прочие Российские банки 30%

3. Внешний эконом банк 16%

4. Пенсионный фонд РФ 17%

5. Не резиденты 3%

В объём государственного внешнего долга РФ включаются:

1. Номинальная сумма долга по государственные ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте.

2. Объём основного долга по кредитам полученным РФ и обязательства в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам привлечённым по государственной гарантии РФ.

3. Объём обязательств по государственным гарантиям РФ выраженным в иностранной валюте.

Структура государственного внешнего долга РФ:

1. Задолженность по внешним облигационным займам 81.1%

2. Задолженность перед международными финансовыми организациями 7,4%

3. Задолженность перед не участниками Парижского клуба.

Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой не погашенные обязательства, выплаты по которым предусмотрены при наступлении срока выплаты.

Читайте так же:  Дадим займ деньги без отказа

Режимы функционирования государственного долга:

1. Управление в нормальном режиме государственного производственного процесса:

1.1 Стабилизация долговых параметров

1.2 Создание без дефицитного бюджета

1.3 Создание условий для сближения усреднённой реальной ставки процента по долгу и темпу прироста ВВП

1.4 Создание нормального процесса сокращения краткосрочных обязательств по отношению к средне срочным и долгосрочным обязательствам.

2. Кризисное управление государственным долгом на грани дефолта

Кризис влечёт за собой рост долга, он становится не управляемым, процесс его выплаты начинает затрудняться и происходит влияние и давление на государство, как должника.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1396 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

23. Понятие государственного кредита и государственного долга.

Государственный кредит — совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторонявляется государство, а кредиторами или заемщиками — физические и юридические лица. Обычно государство выступает заемщиком денежных средств, а кредиторами являются банки, правительственные учреждения, корпорации, страховые компании.

Если государство выступает в роли кредитора, то заемщиками являются местные органы управления, предприятия, субъекты внешнего мира. Кредитование осуществляют государственные банки или другие государственные учреждения финансовой сферы. В РФ этот вид кредита незначителен и даже сокращается.

Государственные займы — основная форма кредита, где государство выступает в качестве должника. Государственные займы выпускаются в денежной форме, в виде облигаций или других обязательств. Цель выпуска — покрытие бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный долг — сумма задолженности по выпушенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты). Различают внутренний и внешний долг исходя из географии размещения и валюты займа. Государственные облигации внутреннего займа одновременно выполняют функцию регулирования кредитной сферы в стране.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».

Государственные займы можно классифицировать в зависимости:

•от места размещения госзайма: на внутренние и внешние:

•от характера заемщиков: на размещаемые центральными и местными органами управления;

•от возможности обращения на рынке: на рыночные и нерыночные;

•от срока привлечения средств: на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет);

•от обеспеченности долговых обязательств: на закладные и беззакладные;

•от характера выплачиваемого дохода: «на выигрышные, процентные, беспроцентные;

•от метода определения дохода: на долговые обязательства с твердым доходом и с плавающим доходом;

•на займы с правом досрочного погашения и без такого права для заемщика.

В Российской практике долговые ценные бумаги, которые гарантированы Правительством РФ, включаются в состав государственного внутреннего долга. На условиях выпуска и обращения накладываются ограничения, предусмотренные законом РФ «О государственном долге РФ».

За время существования российского рынка на нем обращались следующие виды государственных федеральных ценных бумаг:

•государственные краткосрочные облигации (ГКО);

•облигации федерального займа (ОФЗ);

•облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

•облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ).

Как и налоги, государственные займы играют важную роль, т.е. позволяют осуществлять попол-нение государственных денежных фондов. Государственные займы являются эффективным источником финансирования капитальных вложений, которые носят долгосрочный характер.

Необходимость погашения долга влечет за собой необходимость сбора налогов, достаточных для возмещения основной части государственного долга и процентов по нему.

Внешние долги России делятся на две части:

•перешедшие «по наследству» от СССР (около 100 млрд. долл.);

•задолженность, образовавшаяся после 1991 г. (еще около 50-60 млрд. долл.).

Государственный кредит.

Государственным кредитом называется комплекс экономических взаимоотношений между государством от лица органов его власти и управления, с одной стороны, а также физ- и юрлицами — с другой стороны, при которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

Гарантом государство будет при взятии им ответственности за погашение займов либо выполнение иных обязательств (которые брали физлица и юрлица) на себя.

Будучи заемщиком, государство имеет влияние на объем централизованных денежных фондов. Но не все кредитные отношения, в которых государство является гарантом, будут изменяться в этом направлении. Если задолжник вовремя и полностью выплачивает необходимые суммы, то гаранту (государству) нет необходимости тратить средства сверх одолженных. Однако в большинстве случаев государственные гарантии относятся к ненадежным заемщикам и становятся причиной дополнительных расходов из централизованных денежных фондов.

У государственного, банковского и коммерческого кредита есть сходства, но и есть отличие – у них разное обеспечение. У банковского либо коммерческого кредита в роли обеспечения зачастую берутся различные ценности. Когда берутся в кредит государственные деньги, для них обеспечением будет вся платежеспособность государства, все имущество, которое находится на его балансе.

Можно выделить несколько причин обязательного присутствия государственного кредита в любом государстве:

1) наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, то есть разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

2) дефицит государственного бюджета;

3) усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Цели и задачи государственного кредита.

Не важно, какую форму имеет государственный кредит, он зачастую имеет добровольный характер. Исключением была ситуация, когда после ВОВ в СССР была введена обязательная подписка на государственные облигации, которые предназначались для сбора средств на восстановление народного хозяйства.

Государственный кредит применяется государством для решения таких проблем:

  • нахождение финансовых ресурсов на финансирование государственных расходов, увязки доходов и расходов;
  • регулирование макро- и микроэкономических процессов;
  • влияние на социальную и денежно-кредитную политику станы.

Необходимость государственного кредита

Государственный кредит является формой привлечения государством финансовых ресурсов с целью исполнения своих обязательств.

Государственный кредит является частью системы финансов государства. Поскольку страна почти всегда нуждается в дополнительных денежных ресурсах, а объемы налогов и иных доходов в государственной бюджетной системе ограничены, то система безвозмездной передачи ресурсов дополняется государством привлечением средств на основе возврата, т.е. в виде государственного кредита, как внутреннего, так и внешнего.

Читайте так же:  Самые низкие кредиты в банках наличными

Современное государством может одновременно быть и кредитором, и должником.

Государство, как мощный экономический агент, располагающий огромными средствами берет взаймы, а также предоставляет займы другим странам и иностранным заемщикам (физическим и юридическим лицам). В реальной жизни чаще всего государство является заемщиком. Помимо этого, государство может быть гарантом возврата займов субъектами экономики, в работе которых оно заинтересовано.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Кредит государства представляет собой мощное средство регулирования экономического развития страны, играет большую роль в регулировании денежного обращения, определении валютного курса и процентных ставок. Государственный долг и кредит являются следствием дефицита бюджета. Если не хватает собственных доходов, чтобы покрыть дефицит государственного бюджета, у правительства страны имеется два источника его пополнения:

  1. Дополнительный выпуск денег в обращение, порождающий инфляцию;
  2. Привлечение заемных ресурсов от предприятий, организаций, отдельных граждан данной страны, а также иностранных государств.

Государственный кредит необходим при несбалансированности расходов и доходов бюджета, что покрывается привлечением кредитных ресурсов.

На рисунке 1 представлены ключевые финансовые методы погашения бюджетного дефицита.

Рисунок 1. Пути погашения бюджетного дефицита. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Если существует небольшой бюджетный дефицит, то это является внутренним стимулом роста экономики. При этом дефицит бюджета полезен только лишь в малых объемах, а в других случаях его необходимо регулировать.

Внутреннеэкономический государственный кредит

Форма кредита – это внешнее проявление сущности тех экономических отношений, которые определяет кредит. В нашей стране широко используется денежная и товарная формы кредита. Применение товарной формы (сахарные и хлебные займы) наблюдалось в переходном периоде от капитализма к социализму. А применение денежной формы стало возможным после стабилизации покупательской способности отечественной валюты на основе обеспечения золотом и устранения дефицита бюджета.

Также различают внутреннеэкономический и международный кредит.

Внутренний кредит государства в кредитных отношениях может выступать в таких формах:

  • Государственный займы;
  • Казначейские ссуды;
  • Заимствование финансовых ресурсов общегосударственного кредитного фонда;
  • Перелив некоторой доли вкладов населения в займы;
  • Гарантированные займы.

Для государственный займов характерно наличие временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, которые привлекаются для финансирования потребностей общества посредством выпуска государством ценных бумаг: казначейских обязательств, облигаций и т.д. Облигация – это ценная бумага, которая символизирует долговое обязательство государства и дает право ее владельцам по истечении срока получить обратно всю сумму займа и проценты по нему.

Другой вид государственных займов – это казначейские ссуды, их отличием от облигаций являются цели выпуска, форма выплаты дохода и свобода обращения. Если средства от реализации облигаций направляются для пополнения бюджета, внебюджетных фондов и другие цели, то от продажи казначейских обязательств направляются только лишь на пополнение государственного бюджета.

Внтуригосударственные займы можно классифицировать по нескольким признакам:

  • По субъекту выпуска подразделяются на: выпускаемые центральным правительством, правительством республик, органами власти на местах;
  • По держателям ценных бумаг: реализуемые только населению, только юридическим лицам, универсальные, которые предназначены для размещения и среди физических лиц, и среди юридических;
  • По форме выплаты доходов: процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные займы;
  • По сроку погашения все займы можно разделить на: краткосрочные (до года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (погашение более 5 лет);
  • По методам размещения: добровольные, принудительные и размещенные по подписке.

Государственный кредит и государственный долг.

Государственный кредит очень связан с понятием государственного долга. Рост количества кредитований от лица государства становится причиной увеличения государственного долга. Государственный долг РФ – это долговые обязательства страны перед юр. и физлицами, нерезидентами страны, международными организациями и другими субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся во владении государства имуществом, которое составляет государственную казну.

Долговые обязательства РФ в рамках категории «государственный кредит» бывают в таких видах:

  • Кредитные соглашения и договоры, которые были заключены с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями от имени РФ в пользу этих кредиторов;
  • Государственные долговые ценные бумаги, которые выпускаются от имени РФ;
  • Договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • Соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства минувших лет;
  • Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства РФ, основываясь на действующем законодательстве.

Сроки погашения долговых обязательств РФ и ее субъектов не должны быть больше 30 лет.

Формы государственного кредита

Государственный кредит международного уровня

Международный кредит выступает фактором, который обслуживает внешнеторговые связи отдельных стран. В современных условиях источниками кредитных ресурсов являются национальные рынки капиталов, а также международный рынок, который не имеет какой-либо национальной принадлежности.

Государственные кредиты международного уровня в случае, если предназначены для целей производства, позволяют увеличить масштабы производства ВВП в государстве-заемщике, а, значит, создают при этом эквивалент выплачиваемой суммы средств по возмещению ссуды и уплаты процентов. Если международный кредит предназначен для иных, не производственных целей, то возврат основного долга и процентов по нему осуществляется не с помощью созданного и их использованием эквивалента, что в итоге отражается на сокращении ВВП страны.

Традиционная форма международного кредита – это внешнеторговый кредит, который выступает важным фактором повышения конкурентоспособности продукции, поставляемой на внешние рынки. На сегодняшний день многие машины и оборудование для производства товаров продаются в кредит, а условия данных кредитов (сроки, ставка процента, сумма комиссии, условия погашения и методы страхования) оказывают существенное влияние на конкурентоспособность продукции.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Видео (кликните для воспроизведения).

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники

Формы государственного кредита государственный долг
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here